Петр Рябов
"Сергей Мосияш. Одиссея Батьки Махно"
Тема махновского повстанческого движения в последние годы не может пожаловаться
на недостаток внимания со стороны российских историков и писателей…
Другое дело, что уровень этих работ в большинстве случаев оставляет желать
лучшего. Так, в новых монографиях старых "ученых" еще сталинской
закалки (речь идет о книгах: В.В.Комина "Нестор Махно: мифы и реальность"
М., 1990., В.Н. Волоковинского "Махно и его крах" М.,1991 и С.Н.Семанова
"Махно, подлинная история" М.,2001), как и следовало ожидать,
старые большевистские мифы сменились новыми - либерально-клерикально-патриотическими.
Особенно это заметно на книге Семанова. Десятилетиями обличавший Махно как
"кулацкого прихвостня" и "мелкобуржуазного бандита-контрреволюционера",
этот историк теперь начать обличать махновцев за: "революционизм",
стремление к "несбыточным идеалам", "жажду равенства"
и посмел закончить свой последний пустой и отвратительный опус уж совсем
фантастической по лицемерию фразой: "Прости, Господи, несчастных рабов
Твоих, Галину и Нестора, ибо не ведали, что творили!". Махно и махновцы,
конечно, отлично "ведали", что творят, как "ведает"
это и Семанов - в прошлом "научный коммунист и научный атеист",
а в настоящем - пламенный антиреволюционер и набожный либеральный "гуманист".
Пожалуй, единственным историком, осуществившим в последние годы объективный
(хотя и не бесспорный) и полный анализ махновского движения, является Александр
Шубин (в прошлом - видный анархист, один из лидеров Конфедерации Анархо-Синдикалистов
- см. его книги "Махно и махновское движение" М.,1998 и "Анархистский
социальный эксперимент. Украина и Испания. 1917-1939" М.,1999).
Не очень-то повезло махновской теме и с писателями-романистами. До сих пор
наиболее удачным из художественных произведений последних лет о махновском
движении можно было бы считать книгу В. Голованова "Тачанки с юга",
в которой, по крайней мере, присутствует хорошее знание фактического материала
и симпатия автора к своему герою, - впрочем, сочетающаяся с либеральным
ужасом перед "бунтом бессмысленным и беспощадным" и неизбежными
всхлипываниями о пролитой повстанцами "слезинке ребенка". На фоне
этой книги романы В.Ахинько "Нестор Махно" и В.Телицына "Нестор
Махно" смотрятся особенно жалко, опереточно и слабо. Знание фактов
и продуманную позицию авторам заменяют бурные эмоции и порой скабрезные
сцены, работа на лубок из народной жизни "а-ля рус", а личность
Махно становится в них демонической (как было раньше), какой-то былинно-разинской
- одновременно и симпатичной, и зверской, и пугающей своей первобытной,
но бессмысленной энергией (при этом вся позитивная программа движения, его
социальный идеал и смысл, все анархические - не в карикатурном смысле этого
слова - идеи и элементы его почти игнорируются). Конечно, такой подход к
махновщине и самому Нестору если и можно назвать шагом вперед, то лишь по
сравнению с "Хождением по мукам" А. Толстого, "Думой про
Опанаса" Э. Багрицкого и фильмами "Красные дьяволята" и "Александр
Пархоменко" - в которых махновцы только и делали, что пили, грабили
и устраивали еврейские погромы, а сам батька излагал своё видение идеала
анархизма (в романе А. Н. Толстого в следующей формуле: "Тогда по лугам
будут бродить женщины и кони".
На этом если не совсем удручающем, то по крайней мере, пестром и не слишком
радующем глаз фоне появление новой книги о Махно, принадлежащей перу Сергея
Мосияша, можно считать несомненной удачей. Это сочинение написано на стыке
художественного и научного жанров: сочетает живой язык (в книге множество
диалогов) с глубоким знанием людей и событий и попыткой пробиться сквозь
любые штампы и стереотипы. Автор не делает из Махно и повстанческой армии
иконы или "страшилки", он пытается объективно, но с большой симпатией
изобразить их и понять - за что сражались и погибали украинские революционные
партизаны. Фактические ошибки в книге довольно незначительны - в целом её
можно считать вполне адекватным изображением описываемых событий и по ней
можно знакомиться с историей махновщины, очищенной от партийных ярлыков
и пошловато-высокомерного морализаторства. Справедливость, однако, требует
отметить, что в художественном отношении книга Сергея Мосияша стоит несколько
ниже, чем в историческом и "идейном", а социальная драма Великой
Революции 1917-1921гг. нарисована объективнее и ярче, чем психологические
портреты её участников - несколько упрощенные и одномерные. Однако, повторю,
дух махновского движения - его спонтанность и в то же время осознанность,
его жизненность и высокий утопизм, не всегда успешное стремление пройти
между Сциллой большевизма и Харибдой белогвардейщины, попытка строить новую
вольную жизнь - без начальников и господ, основные вехи на пути этого героического
движения, - переданы ярко и удачно.
Публикация: журнал "АВТОНОМ" январь 2003, Краснодар
|